Нормативные основания для демонтажа или замены неэстетичных информационных щитов на фасаде МКД

1. Правовое регулирование установки информационных стендов на фасадах

Информационные стенды у подъездов – объекты благоустройства. Согласно Закону города Москвы № 18 от 30.04.2014 «О благоустройстве в городе Москве», любые информационные конструкции (в том числе стенды объявлений, таблички и вывески) рассматриваются как элементы благоустройства города. Их размещение и содержание регулируется специальными правилами, утвержденными Правительством Москвы (Постановление № 902-ПП от 25.12.2013 с последующими изменениями). Это означает, что установка информационных щитов на фасадах многоквартирных домов (МКД) должна соответствовать строгим нормативам города Москвы.

Общее имущество жильцов. Фасад многоквартирного дома относится к общему имуществу собственников (ст. 36 ЖК РФ). Размещение любых конструкций на фасаде по общему правилу требует согласия жильцов (решения общего собрания). В ранее действовавшем регламенте префектуры ЮЗАО прямо указывалось, что размещать информационные конструкции на фасадах МКД без согласия собственников запрещено. Таким образом, жильцы вправе требовать учет своего мнения при установке подобных щитов. В практике многие информационные щиты у подъездов устанавливались городскими службами без явного согласования с жителями, но правовая основа такого размещения остаётся спорной. Если щиты были установлены без решения общего собрания, это может рассматриваться как нарушение порядка пользования общим имуществом.

Отличие информационных стендов от рекламы. Важно разграничить обязательные информационные стенды управляющей компании (для размещения сведений о УК, контактов аварийных служб, объявлений для жителей и т.п.) и рекламные конструкции. Управляющая организация по законодательству обязана доводить до сведения жителей определенную информацию – например, данные о лицензии, тарифах, плановых работах – в открытом доступе (п. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. ПП РФ № 354). Обычно эта информация размещается на стендах объявлений в подъездах или у входа. Отсутствие информационного стенда само по себе является нарушением лицензионных требований к управляющей компании. Таким образом, совсем ликвидировать информационный стенд (не оставив никакой площадки для объявлений) скорее всего не позволят нормы – можно требовать лишь переноса, замены или приведения его в надлежащий вид.

Если же щит используется не только для объявлений УК, но и для коммерческой рекламы, к нему применяются требования Федерального закона «О рекламе». Реклама на фасадах МКД допускается только с согласия собственников и при наличии официального разрешения (паспорт рекламной конструкции). Без этого размещение рекламных щитов является незаконным, что подтверждается судебной практикой. Например, в 2015 г. прокуратура Москвы добилась в суде признания незаконным установки у подъездов рекламных панно под видом информационных стендов без согласования с жителями и без разрешений – виновная компания была привлечена к ответственности. Таким образом, если на «информационном» щите размещаются объявления коммерческого характера, это грубое нарушение: жильцы вправе требовать демонтажа такой конструкции как самовольно установленной рекламной.

2. Требования к внешнему виду, материалам и размещению информационных щитов

Сохранение эстетического облика дома. Московские нормативы прямо обязывают, чтобы любые элементы на фасаде не портили архитектурно-художественный облик здания. Постановление № 902-ПП (Правила размещения и содержания информационных конструкций) устанавливает, что информационные конструкции не должны нарушать внешний архитектурно-художественный облик Москвы и их внешний вид должен соответствовать стилю здания, на котором они размещены. Проще говоря, щиты у подъезда должны быть аккуратными и вписываться в фасад, а не выглядеть чужеродно. Если щит из ДСП выглядит неэстетично, контрастирует с фасадом или выполнен кустарно, это нарушение данных требований Правил. Житель вправе сослаться на эту норму и требовать устранения нарушения – либо путем снятия конструкции, либо её замены на более эстетичную.

Прочность и безопасность конструкции. Нормы также требуют, чтобы информационные стенды были безопасны и соответствовали техническим стандартам. Согласно п. 9 Правил, конструкции должны быть спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и ГОСТов. Кроме того, в разъяснениях муниципальных властей подчеркивалось, что материалы стендов должны быть прочными, современными и не создавать угрозы жизни и здоровью. В качестве примера – в утверждённом префектурой порядке для информационных щитов (ЮЗАО, 2015 г.) указывалось, что стенды изготавливаются из прочного материала, отвечающего современным экологическим и санитарным требованиям. ДСП (древесно-стружечная плита) для уличного стенда вряд ли соответствует этим критериям: этот материал не влагостоек, легко разрушается под дождем и снегом, может деформироваться. Намокший ДСП теряет прочность, покрывается пятнами, что не только выглядит плохо, но и может представлять опасность (крошится, падает кусками). Кроме того, ДСП содержит формальдегидные смолы; при разрушении покрытия возможно вредное воздействие на среду. То есть щит из ДСП не отвечает требованию прочности и санитарной безопасности, вытекающему из нормативов. Гражданин вправе настаивать, что используемый материал неподходящий, и ссылаться на обязанность заменить его на более качественный (влагостойкий, долговечный и безопасный).

Состояние и содержание стендов. Правила обязывают управляющие организации поддерживать информационные щиты в порядке. Недопустимо, чтобы стенд был грязным, поломанным, ржавым и т.д.. Если текущий щит уже выглядит потрепанным, покрыт трещинами, имеет механические повреждения или облупившуюся краску – это само по себе нарушение п. 45 Правил размещения информационных конструкций. Управляющая компания обязана своевременно ремонтировать или менять такие конструкции. Также запрещено оклеивать стенды посторонними листовками вне специально отведенных мест на щите. Житель может указать, что щит на фасаде находится в неудовлетворительном состоянии или используется не по назначению, и требовать приведения его в нормативное состояние либо демонтажа.

Требования к размещению. По нормативам Москвы информационные стенды для жителей размещаются либо внутри подъезда, либо снаружи в пределах 2 метров от входной двери. Обычно это делается для удобства доступа к информации. Однако если щит установлен, скажем, на внешней стене далеко от входа или на торце дома, это может противоречить правилам. Габариты конструкций тоже регламентированы: например, в рекомендациях указывался максимальный размер около 1×0,75 м, чтобы щит не занимал чрезмерно большую площадь фасада. Слишком громоздкие щиты могут рассматриваться как нарушение. В Вашем случае, судя по описанию, щиты установлены непосредственно у входа, что в принципе допустимо, но важно проверить, чтобы их размеры и место установки не выходили за установленные ограничения. В любом случае, даже при правильном месте, материал и вид щита должны соответствовать нормам, упомянутым выше.

3. Практика: жалобы и решения по похожим случаям

Многим москвичам не понравились новые щиты. На практике установка типовых информационных щитов около подъездов (особенно в 2015–2016 гг.) вызвала волну жалоб жителей Москвы. Город массово развесил конструкции, часто без согласия жильцов, и нередко их содержимое носило рекламный характер. Инициативные группы жителей обращались в различные инстанции – от управ и префектур до Мосжилинспекции, ОАТИ и прокуратуры. К сожалению, полностью избавиться от щитов оказалось непросто. По сообщению общественных активистов, несмотря на сотни жалоб, большинство щитов остались на месте. В ряде домов власти лишь заменили содержимое – вместо коммерческих объявлений разместили нейтральную информацию для населения. Тем не менее, есть и единичные примеры демонтажа: там, где удавалось доказать отсутствие согласия собственников или отсутствие разрешительной документации, щиты снимали. Например, в Восточном Дегунино после вмешательства жителей несколько незаконно установленных стендов у подъездов были убраны как нарушающие правила.

Реакция надзорных органов. Московская жилищная инспекция (Мосжилинспекция) официально заявляла, что отсутствие или ненадлежащее состояние информационных досок – нарушение, за которое УК привлекаются к ответственности. По данным Мосжилинспекции, только в начале 2020 г. было выявлено около 12 тысяч нарушений на информационных стендах в столичных домах. Как правило, инспекция выдает предписания устранить нарушения – например, дополнить недостающие сведения, очистить или отремонтировать щит. Если же щит вовсе отсутствует, УК штрафуют за нарушение лицензионных требований. В Вашей ситуации – щиты есть, но они не отвечают нормальному виду – можно опираться на ту же логику: Мосжилинспекция должна отреагировать на сообщение, что стенд выполнен из неподходящего материала и портит вид дома. Аналогично, Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) следит за соблюдением правил благоустройства и тоже может выписать предписание, если фасад дома содержится неудовлетворительно.

Суды и прокуратура. Как отмечалось, прокуратура через суд добивалась признания незаконности щитов, если они по сути являлись рекламными конструкциями без согласия жителей. Это прецедент: ФАС и суды встают на сторону жильцов в случаях, когда под видом информационного стенда разместили рекламу. Если Ваш случай аналогичен (например, щит используется для рекламы услуг или политической агитации), есть высокая вероятность через прокуратуру потребовать его демонтажа как незаконного. В отношении чисто информационных стендов без рекламы судебная практика менее однозначна. Ранее (до ~2018 г.) суды склонялись считать, что небольшие информационные вывески и доски, установленные УК, – это исполнение обязанностей управляющей компании и не требуют общего собрания. Однако более свежие разъяснения указывают, что раз фасад – собственность жильцов, то они могут претендовать на участие в решении, и уж во всяком случае вправе требовать устранения эстетических недостатков (вплоть до замены щита).

В целом, практика показывает: полностью убрать щит удается главным образом тогда, когда доказан факт нарушения закона – отсутствие необходимых разрешений, согласований или использование в коммерческих целях. Если же щит нужен по правилам, но просто сделан плохо, скорее результатом станет его замена или ремонт. Ниже приведены основные нормы и возможные аргументы:

Норма / требованиеЧто предписываетАргумент для требования
Закон г. Москвы № 18 «О благоустройстве»Обязывает сохранять внешний архитектурно-художественный облик города и фасадов. Инфостенд – элемент благоустройства, должен вписываться в облик.Щит портит внешний вид дома, нарушает облик фасада, что недопустимо по закону.
Пост. Правительства Москвы № 902-ПП, Правила размещения информационных конструкций (п. 9)Информационные конструкции на фасадах не должны нарушать облик города; их эстетические характеристики должны соответствовать стилю здания. Также щиты должны быть безопасны, соответствовать СНИП и ГОСТ.Материал и исполнение щита не соответствуют стилю дома (неэстетичны) и, возможно, техническим нормам (ДСП во влажной среде ненадежна). Требуется убрать или заменить на соответствующий нормативам.
Правила содержания общего имущества, лицензионные требования УКУК обязана обеспечивать информирование жителей: стенд с информацией должен быть, но при этом он должен быть в исправном состоянии и содержать обязательные сведения.Мы не против информирования, но щит выполнен некачественно. УК нарушает требования к содержанию имущества – необходим либо демонтаж с заменой на надлежащий стенд, либо перенос информации в иной формат.
Пост. 902-ПП, Правила (п. 45)Стенд должен быть чистым, целым, ухоженным: без грязи, повреждений, ржавчины. Посторонние объявления вне предусмотренных – запрещены.Нынешний щит из ДСП выглядит грязно/обшарпанно/повреждено (описать конкретно). Это нарушение правил содержания – основание требовать привести в норму или убрать.
ФЗ «О рекламе» ст. 19; ст. 36, 44 ЖК РФРеклама на фасаде допускается только при согласии собственников и получении спецразрешения. Использование общего имущества третьими лицами требует решения собрания (ЖК РФ).Если на щите размещена реклама (или фактически щит принадлежит рекламной компании), это незаконно. Требуем демонтажа как самовольно установленной рекламной конструкции без нашего согласия.

4. Куда и как обращаться с жалобой

4.1. В управляющую организацию (ГБУ «Жилищник») – в досудебном порядке.

Для начала стоит направить официальное обращение в свою УК/ГБУ, ответственную за дом. В жалобе нужно описать проблему: у подъезда установлен информационный щит из ДСП, который намокает, выглядит неэстетично, портит фасад дома. Перечислите, какие нормы нарушены: например, п. 9 Правил 902-ПП (про облик и соответствие стилю), требования к прочности и безопасности материалов, п. 45 Правил (если есть повреждения/грязь). Укажите, что жители не возражают против наличия информационного стенда как такового, но настаивают на его приведении в соответствие нормативам. Сформулируйте требование: демонтировать щит из неподходящего материала и либо вовсе отказаться от внешнего стенда, либо заменить его на влагостойкий, прочный и аккуратный аналог (например, в металлическом или композитном исполнении, с антивандальным покрытием). Желательно сослаться, что современные стандарты подразумевают использование алюминиевых композитных панелей, пластиковых коробов или стеклопластика вместо ДСП – то есть есть технически доступные решения сделать стенд эстетичным. В заключение пригрозите обращением в надзорные органы при игнорировании. Такое обращение лучше подать письменно (через канцелярию ГБУ или заказным письмом) и/или через электронную приемную району. УК обязана дать ответ в течение 30 дней.

4.2. В Мосжилинспекцию (Государственную жилищную инспекцию Москвы).

Если «Жилищник» не отреагирует либо откажется устранить проблему, следующий шаг – жалоба в Мосжилинспекцию. Это орган, надзирающий за деятельностью УК и соблюдением стандартов содержания жилья. В жалобе повторно изложите суть дела, приложите копию обращения в УК и их ответ (или отметьте отсутствие ответа). Акцент сделайте на том, что нарушается порядок содержания общего имущества и лицензионные требования к УК. Мосжилинспекция, получив обращение, должна провести проверку. Вероятнее всего, инспекторы согласятся, что ДСП-щит на фасаде – решение сомнительное. По итогам проверки Мосжилинспекция может выдать управляющей компании предписание – например, заменить информационный стенд на соответствующий нормативам. Также возможен штраф для должностных лиц УК за нарушение правил благоустройства или управления МКД. В СМИ отмечалось, что отсутствие или ненадлежащее состояние стендов уже не раз приводило к штрафам. Ваш случай подпадает под «ненадлежащее состояние». Контакты Мосжилинспекции: можно подать жалобу через официальный сайт Москвы (раздел обращений) или через портал «Наш город».

4.3. Через портал «Наш город».

Онлайн-портал gorod.mos.ru («Наш город») – удобный инструмент для жалоб на городские проблемы. Там есть категория «Многоквартирные дома» – «Нарушение порядка пользования общим имуществом», куда подходит ситуация с ненадлежащим щитом. Жители Восточного Дегунино, добиваясь снятия рекламных щитов, именно так и делали – оставляли требования о демонтаже на «Нашем городе». В обращении через портал важно чётко и коротко описать проблему (например: «На фасаде дома по адресу ___ у подъезда № X установлен информационный стенд из ДСП, который разбухает от влаги, выглядит некрасиво и портит облик дома. Просим демонтировать данный щит или заменить на качественный, соответствующий нормам благоустройства.»). Обычно такие обращения напрямую контролируются префектурой и управой района. Ответ должен поступить в течение 8 дней, часто сразу с фотографией выполненной работы (если исполнят). Портал «Наш город» – публичный инструмент, и управа района, как правило, старается не допускать отрицательных отметок, поэтому у Вас есть шанс, что по жалобе оперативно либо перекрасят/облагородят щит, либо даже снимут его, чтобы «закрыть вопрос». В случае с рекламными щитами некоторые районы по требованиям жителей действительно демонтировали конструкции, признанные незаконными.

4.4. Обращение в окружные структуры (Управа, префектура, департамент ЖКХ).

Параллельно или после Мосжилинспекции можно написать жалобу в управу района и префектуру (в Вашем случае – ГБУ «Жилищник» подчиняется управе и префектуре). В обращении в управу повторите юридические аргументы и подчеркните, что щит установлен, вероятно, в рамках городской программы информирования, но выполнен с нарушением стандартов. Напомните, что еще при запуске этой программы декларировалось использование качественных, единообразных конструкций, а на деле в вашем дворе висят кривые ДСП-листы. Возможно, управа сама инициирует замену, выделив средства. Префектура (через свой сайт или почтой) – следующий уровень, им тоже можно адресовать жалобу на бездействие управы/ГБУ. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы – еще одна инстанция (курирует работу ГБУ «Жилищников»), туда можно отправить обращение с упором на то, что нарушены городские стандарты благоустройства фасадов.

4.5. Прокуратура.

Если перечисленные меры не дали результата, обратитесь в прокуратуру вашего округа. В заявлении в прокуратуру упомяните, что вы исчерпали административный порядок (приложите копии предыдущих жалоб и ответы). Основной упор для прокуратуры – нарушение прав жильцов и законодательства со стороны должностных лиц. Например, укажите, что фасадом дома распоряжаются собственники, а установкой неэстетичного щита нарушено их право на благоприятную среду и на участие в управлении общим имуществом. Если есть компонент рекламы или подозрение на коррупционную составляющую (иногда установки щитов сопровождались контрактами с рекламными фирмами), упомяните и это. Прокурор при наличии оснований может внести представление в адрес управы/УК об устранении нарушений или даже обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц (жильцов) с требованием демонтировать конструкцию. Как показала практика (дело ООО «Чистый город» в Сокольниках), прокуратура успешно преследует незаконные конструкции. Даже если в вашем случае нет рекламы, прокуратура может отреагировать на явное несоответствие стандартам и бездействие местных чиновников.

4.6. Суд (гражданский иск).

Крайняя мера – подача иска от собственника квартиры (или группы собственников) к управляющей организации и/или балансовому держателю щита. Предметом иска может быть обязание демонтировать либо заменить информационный стенд, как причиняющий ущерб общему имуществу и нарушающий права истцов. Придется обосновать, что щит установлен незаконно либо содержится с нарушениями. Вашими доказательствами станут фотоматериалы щита, нормы права (выписки из законов, которые мы обсудили), переписка с УК и ответы инспекций/прокуратуры (если они ничего не дали). Судебный путь длительный, но вероятность успеха есть, особенно если выявятся явные нарушения (например, щит – собственность коммерческой фирмы без договора с жильцами). Стоит отметить: суд может отказать, если посчитает, что информирование жильцов – обязанность УК и щит необходим; но даже тогда суд может указать УК на необходимость устранить недостатки (что фактически приведет к замене щита на нормальный). В любом случае, до суда обычно дело не доходит – проблемы такого рода чаще решаются на этапе жалоб в госорганы.

5. К каким СНиП/СП и ГОСТ должны соответствовать наружные информационные щиты на фасадах жилья в Москве

КатегорияДокументКоротко о том, что регулирует
Статическая и ветровая устойчивостьСП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия» (актуализир. СНиП 2.01.07‑85*)Нормативные расчётные значения ветровой, снеговой, сейсмической и иных нагрузок на навесные элементы фасада. Без учёта этих нагрузок щит считается самовольной и опасной конструкцией. (1c-reklama.ru, Meganorm)
Несущие элементыСП 16.13330.2017 «Стальные конструкции» (актуализир. СНиП II‑23‑81*)Требования к качеству стали, сварных и болтовых соединений, коррозионной защите, расчётам на прочность/устойчивость кронштейнов и рам. (minstroyrf.gov.ru)
Пожарная безопасностьСП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»Ограничивает применение горючих облицовок на путях эвакуации и на фасадах высотных зданий; задаёт предельный класс горючести и дымообразования. ДСП чаще относится к Г3‑Г4, что делает его неприемлемым для уличного щита. (vdpo46.ru)
Доступность для МГНСП 59.13330.2020 «Доступность зданий…»Высота расположения нижней кромки (1,2–1,6 м), контрастность, отсутствие бликов, зоны свободного подхода. (minstroyrf.gov.ru)
Технические требования к самим конструкциям‑носителямГОСТ Р 52044‑2003 «Наружная реклама… Общие технические требования. Правила размещения»Устанавливает: • наличие паспорта конструкции; • закрытые крепёжные элементы; • стойкость к ветру, вибрации, снегу; • порядок маркировки владельца; • запрет на повреждения, коррозию и загрязнения. (xn--90aaefavsx0al6m.xn--p1ai)
Цветографика и пиктограммыГОСТ 12.4.026‑2015 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная»Стандартные формы, размеры и контрастные цвета информационных/предупредительных знаков, размещаемых на щите. (tdesant.ru)
Требования к табло для маломобильных гражданГОСТ Р 70711‑2023 «Информационные табло для МГН. Классификация. Общие требования»Шрифт ≥ 16 мм, коэффициент контраста ≥ 0,3, дублирование тактильной/звуковой информации; высота размещения до 1,6 м. (Tiflocentre)

Почему этого достаточно:
Любой щит на фасаде — это одновременно элемент благоустройства (городские правила 902‑ПП) и малая строительная конструкция. Следовательно, к нему одновременно применяются общестроительные СП по нагрузкам, пожарной безопасности и доступности, а также профильный ГОСТ Р 52044, а визуальная часть обязана соответствовать ГОСТ 12.4.026 (а при учёте доступности — ещё и ГОСТ Р 70711).


6. Как использовать нормы, если «Жилищник» отказывается менять щит из ДСП

  1. Запросите паспорт конструкции. Его отсутствие — прямое нарушение ГОСТ Р 52044.
  2. Сошлитесь на СП 2.13130: ДСП ≈ Г3–Г4, значит материал не допускается на фасадах жилых домов выше 28 м или на путях эвакуации.
  3. Укажите перерасход массы: намокший ДСП увеличивает собственный вес → расчёты по СП 20.13330 теряют силу (нет запаса по ветру).
  4. Покажите несоответствие доступности: фактически размещение и буквенная графика нарушают СП 59 / ГОСТ Р 70711.
  5. Потребуйте демонтажа как не отвечающего обязательным требованиям технических регламентов (ФЗ 384‑ФЗ) или замены на антивандальный влагостойкий щит из алюминиевого композита/оцинкованной стали (класс К0, В1‑РП1).

Эта ссылка на конкретные СНиП/СП и ГОСТ обычно достаточна, чтобы Мосжилинспекция или ОАТИ выдали «Жилищнику» предписание устранить нарушение.

7. Выводы

У жителя Москвы есть все законные основания требовать от ГБУ «Жилищник» демонтажа или замены уродливых ДСП-щитков на подъездах. Эти конструкции должны соответствовать требованиям по внешнему виду и безопасности. Ссылаясь на нормы о благоустройстве, о технических стандартах и об управлении МКД, а при необходимости – на закон о рекламе, вы можете обоснованно настаивать на полной ликвидации самодельных щитов. Если же власти или УК докажут необходимость стенда, требуйте замены на качественный, влагостойкий и эстетичный аналог. Последовательно обращайтесь в УК, инспекцию, на портал «Наш город» и другие инстанции – при грамотной аргументации велика вероятность, что либо щит уберут, либо установят новый, который не будет портить внешний облик вашего дома.

Добавить комментарий

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru
Прокрутить вверх